Инновационные информационно-педагогические технологии в системе ИТ-образования - 2015

Решение конференции 2012

РЕШЕНИЕ
VII Международной научно-практической конференции

«Современные информационные технологии и ИТ-образование»
Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет ВМК, от 11 ноября 2012 г.

Проведенная в 2012 г. в седьмой раз конференция «Современные информационные технологии и ИТ-образование» http://conf.it-edu.ru – крупнейшая в России научно-практическая конференция, посвященная вопросам развития новых информационных технологий, а также инновационным решениям и анализу лучших практик в сфере подготовки высокопрофессиональных и научных кадров для области ИТ и ее приложений.

Конференция прошла под патронажем Президиума УМС по направлениям «Прикладная математика и информатика» и «Фундаментальная информатика и информационные технологии» Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по классическому университетскому образованию.


На конференции был рассмотрен широкий круг проблем, охватывающих такие сферы как: методология и методическое обеспечение ИТ-образования; теоретическая информатика; технологии e-learning и современные ИТ в образовании; образовательные ресурсы и лучшая практика ИТ-образования; школьное образование по информатике; исследования и разработки в области новых ИТ и их приложений; научное программное обеспечение в образовании и науке; параллельное и распределенное программирование, Грид-технологии, программирование на графических процессорах; цифровые технологии обработки сигналов и управления.


В рамках конференции состоялись следующие мероприятия:

Пленарное заседание (9 ноября 2012 г.), в рамках которого наибольший интерес у участников конференции вызвали следующие доклады выступавших:

- «От электронного обучения к Smart-Университету», Тихомиров В.П., научный руководитель МЭСИ, в своем выступлении рассказал о новой парадигме построения smart-общества и соответствующей ему системе образования – Smart education, представляющей собой «гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе. Ключ к пониманию smart education – широкая доступность знаний, расширение границ обучения, причем не только с точки зрения количества обучаемых, но и с точки зрения временных и пространственных показателей».


- «Распределенная система для обработки, хранения и анализа экспериментальных данных Большого адронного коллайдера», Кореньков В.В. зам. директора Лаборатории ИТ ОИЯИ, сделал акцент в своем выступлении на российское участие ОИЯИ в развитии грид-технологий, а именно о системах мониторинга сервиса передачи файлов FTS, развитии системы управления распределенными данными эксперимента ATLAS, о системе мониторинга центров уровня Tier3 для анализа данных, о глобальных системах мониторинга передачи данных в инфраструктуре проекта WLGG.


- «Новые методологические решения и международные стандарты в области магистерского ИТ-образования», Сухомлин В.А. профессор факультета ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова, в докладе проанализировал современное состояние международных стандартов программ магистерского образования в области информационных и компьютерных технологий и спроектировал возможные тенденции развития системы подготовки кадров высшей квалификации в этой области.


В заключительной части пленарных заседаний состоялось подведение итогов и награждение лауреатов II Международной Интернет-конференции-конкурса «Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании» - ИП-2012 (http://ip2012.it-edu.ru/). Ими стали:

1. Кречетников Константин Геннадьевич, д.п.н., профессор, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

2. Нечаева Елена Александровна, преподаватель кафедры иностранных языков и лингвистики, Ивановский государственный химико-технологический университет, г. Иваново

3. Усатиков Сергей Васильевич, доктор физико-математических наук, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

4. Серикова Марина Викторовна, ассистент кафедры общей математики, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

5. Махмутова Марина Владимировна, к.п.н., доцент, Магнитогорский государственный университет, г. Магнитогорск

6. Черевина Оксана Николаевны, учитель математики I квалификационной категории, г. Юрьев-Польский, Владимирская область

7. Егорова Наталья Николаевна, зам. директора по ИКТ ГБОУ СОШ № 1985, руководитель ЭД, учитель информатики высшей категории, г. Москва

8. Цымбалюк Лариса Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории МПК ПТК НовГУ, г. Великий Новгород

9. Сазонова Наталья Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории МПК ПТК НовГУ, г. Великий Новгород

10. Андреева Елена Игоревна, метотодист по ДО, преподаватель ГБОУ Московская гимназия на Юго-Западе № 1543

11. Гомулина Наталия Николаевна, к.п.н., доцент, Московский институт открытого образования, преподаватель ГБОУ Московская гимназия на Юго-Западе № 1543

12. Федотова Валентина Александровна, к.культ.н., преподаватель высшей квалификационной категории, г. Чита

13. Колбашова Елена Викторовна, МБОУ гимназия "Планета детства", г. Рубцовск, Алтайский край

14. Кондратенко Наталья Александровна, к.с.н, доцент, ФГБОУ ВПО "Тульский государственный университет", г. Тула

15. Грищенкова Галина Александровна, преподватель ГОУ СОШ "Юргинский техникум машиностроения и ИТ", г. Юрга, Кемеровская область

16. Копытова Светлана Александровна, учитель Алтайской краевой специальной (коррекционной) общеобразовательной школы III-IV вида, г. Барнаул

17. Сидоренко Оксана Сергеевна, преподаватель высшей квалификационной категории, зав. региональным ресурсным центром "ИКТ в образовании", г. Чита

18. Михеева Ольга Павловна, ст. преподаватель, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти
19. Алфеева Елена Львовна, доцент, Орловский государственный аграрный университет, г. Орел

20. Соколова Ирина Васильевна, доцент, Орловский государственный институт экономики и торговли, г. Орел
21. Алексеев Евгений Ростиславович, к.т.н., доцент, Донецкий национальный технический университет, Украина, г. Донецк

22. Чеснокова Ольга Витальевна, ст. преподаватель, Донецкий национальный технический университет, Украина, г. Донецк

23. Кучер Татьяна Викторовна, ассистент, Донецкий национальный технический университет, Украина, г. Донецк

24. Булгаков Игорь Евгеньевич, учитель, ГБОУ СОШ № 1360, г. Москва

25. Евсюков Александр Анатольевич, к.т.н., с.н.с., Институт вычислительного моделирования СО РАН, г. Красноярск

26. Соснина Любовь Владимировна, учитель, МБОУ Чекменёвская ООШ Пермского края.

 

Круглый стол на тему «Состояние и направления развития методического обеспечения национальной системы ИТ-образования».

На круглом столе обсуждались актуальные проблемы высшей школы, возникшие в результате реформы. В круглом столе приняло участие около 100 человек, основные докладчики: В.А. Сухомлин, Е.З.Зиндер, В.В. Тихомиров, А.В.Гаврилов, Т.П.Петухова, А.Н.Терехов и др., на котором поднимались следующие вопросы:

- важность фундаментальной подготовки при подготовке ИТ-кадров университетского уровня;
- актуальность развития методического обеспечения системы ИТ-образования классических университетов с учетом традиций отечественного классического университетского образования, современных международных образовательных стандартов в области ИТ, а также с учетом компетентностной модели рынка труда в ИТ-отрасли;
- проблемы перехода на ФГОС третьего поколения, негативные тенденции такого перехода, ведущие к разрушению единства образовательного пространства страны, отставанию методического обеспечения отечественной высшей школы от международной практики;
- необходимость развития концепции «электронного консорциума ИТ-образования» (е-ИТ-консорциум – е-ИТК), а также дальнейшего развития Виртуального ИТ-университета (ВИТУ) - http://it-edu.ru/.


Секционные заседания (10 ноября 2012 г.)

Секция 1. ИТ-образование: методология, методическое обеспечение (Руководитель секции 1 – проф. В.А. Сухомлин);

Секция 2. e-learning, ИТ в образовании (Руководитель секции 2 – проф. В.П. Тихомиров);

Секция 3. Образовательные ресурсы и лучшая практика ИТ-образования (Руководитель секции 3 – проф. А.П. Терехов);

Секция 4. Исследования и разработки в области новых ИТ и их приложений (Руководитель секции 4 – проф. В.И. Перекатов);

Секция 5. Теоретическая информатика (Руководитель секции 5 – проф. К.Е. Самуйлов);

Секция 6. Научное программное обеспечение в образовании и науке (Руководитель секции 6 – проф. А.Н. Васильев);

Секция 7. Школьное образование по информатике (Руководитель секции 7 – проф. В.М. Монахов);

Секция 8. Параллельное и распределенное программирование, Грид-технологии, программирование на графических процессорах (Руководитель секции 8 – доцент М.А. Посыпкин);

Секция 9. Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании (Руководитель секции 9 - доцент Л.З.Давлеткиреева);

В рамках работы секции 9 свои доклады представляли лауреаты II Международной Интернет-конференции-конкурса «Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании» - ИП-2012 (http://ip2012.it-edu.ru/)

Секция 10. Цифровые технологии обработки сигналов управления (Руководитель секции 10 - проф. Е.И. Веремей).

 

Серия мастер-классов:

1. «Технологии электронного обучения в организации учебного процесса».
Руководитель мастер-класса: Якушин А.В., заведующий кафедрой информатики и МОИ, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.
2. «Использование программы Flash при подготовке материалов для учебного процесса».
Руководитель мастер-класса: Вовк Е.Т., н.с., зам. директора Учебного центра факультета ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова.
3. Тренинг международной федерации грид-систем из персональных компьютеров (IDGF): архитектура и принципы работы грида из персональных компьютеров и систем добровольных вычислений.

Руководители мастер-класса: доцент, к.ф.-м.н. М.А. Посыпкин, Н.П. Храпов.

Расширенные заседания Президиума УМС по направлениям «Прикладная математика и информатика» и «Фундаментальная информатика и информационные технологии» Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по классическому университетскому образованию.

 

В заключительной части пленарных заседаний прошло награждение лауреатов Интернет-конференции-конкурса «Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании». Ими стали:

Очных и заочных участников (авторов и соавторов) конференции составило 714 человек. На пленарных заседаниях приняли участие более 200 человек. Посетили пленарные и секционные более 300 человек. Было заслушано 105 докладов. Число российских участников – 683. Число иностранных участников и участников из ближнего зарубежья - 31.

 

Труды конференции

К началу проведения конференции были изданы:

1. Современные информационные технологии и ИТ-образование [Текст] / Сборник избранных трудов VII Международной научно-практической конференции. Под ред. проф. В.А. Сухомлина. - М.: ИНТУИТ.РУ, 2012. – 1050с. – ISBN 978-5-9556-0140-3
Электронный сборник трудов конференции в двух томах, содержащий труды не вошедшие в сборник избранных трудов:
2. Современные информационные технологии и ИТ-образование [Электронный ресурс] / Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции. / под ред. В.А. Сухомлина. - Москва: МГУ, 2012. – Т.1. – 431с. – 1 электрон. oпт. диск (СD-ROM). – ISBN 978-5-9556-0141-0
3. Современные информационные технологии и ИТ-образование [Электронный ресурс] / Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции. Секция 9. Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании / под ред. В.А. Сухомлина. - Москва: МГУ, 2012. – Т. 2. – 321с. – 1 электрон. oпт. диск (СD-ROM). – ISBN 978-5-9556-0141-0


РЕШЕНИЕ:

1. Широко использовать в деятельности УМС по направлениям «Прикладная математика и информатика» и «Фундаментальная информатика и информационные технологии» Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по классическому университетскому образованию, направленного на развитие методического обеспечения системы ИТ-образования, созданную ВМК МГУ имени М.В. Ломоносоова интернет-технологию электронного консорциума - «е-консорциум ИТ-образования» (е-ИТК) - www.it-edu.ru.
2. Продолжить работы по проектированию объемов знаний по направлениям и профилям подготовки системы ИТ-образования, гармонизированных с международными рекомендациями и стандартами в области ИТ-образования.
3. Провести эксперимент по реализации программы дополнительного образования к высшему "Разработчик компьютерных технологий" в режиме дистанционного обучения на базе средств Виртуального университета (ответственный - факультет ВМК МГУ имени М.В.Ломоносова).
4. Отметить высокий уровень проведения Международной Интернет-конференции-конкурса «Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании»-http://ip2012.it-edu.ru/ и эффективность данной технологии как инструмента формирования электронной библиотеки лучших инновационных решений в преподавательской деятельности на основе использования новых ИТ.
5. Рекомендовать распространение опыта факультета ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова по реализации Интернет-обучения информационным технологиям людей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемой на основе платформы Виртуального университета.
6. Провести VIII Международную научно-практическую конференцию «Современные информационные технологии и ИТ-образование» в середине ноября 2013 г. в МГУ имени М.В. Ломоносова.



Сопредседатель оргкомитета,

заведующий лабораторией открытых информационных технологий МГУ имени М.В. Ломоносова,

профессор В.А. Сухомлин